Общая характеристика возраста
В отечественной психологии дошкольным детством принято считать период от 3 до 7 лет. Ему предшествуют периоды младенчества (от 0 до 1 года) и раннего детства (от 1 до 3 лет).
Формирование личности ребёнка происходит в его активной деятельности. На каждом возрастном этапе ведущей является определённая деятельность (общение, игра, учение, труд), обусловливающая основные изменения в личности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра ребёнка, которая имеет важное значение для его психического развития. Основным мотивом деятельности ребёнка является желание войти в жизнь взрослых, пользоваться их предметами, открыть мир человеческих взаимоотношений, действовать как взрослый. Однако ребёнок ещё мал и не может самостоятельно жить во взрослом мире, и поэтому единственная возможность осуществить своё стремление – это игра. Именно в игре происходит первичная ориентация в смыслах и мотивах человеческой деятельности, возникает осознание своего места в системе отношений взрослых. Ребёнок начинает всё точнее понимать социальные роли и связывающие их отношения, соотносит свою позицию и позицию взрослого; на основе этого у него возникает новый социальный мотив - заниматься общественно значимой и общественно оцененной деятельностью.
В процессе развития ребёнка – дошкольника происходит изменение его мотивационно – потребностной сферы: в начале дошкольного возраста мотивы носят характер неосознанных, аффективно окрашенных желаний, связанных с наличной ситуацией. К концу дошкольного возраста мотивы ребёнка существуют в виде обобщённых намерений, начинается их осознавание, формируется первичная иерархия мотивов. Появление и развитие в этот период соподчинения мотивов можно рассматривать в качестве критерия развития личности ребёнка. Если в раннем дошкольном возрасте лишь закладываются основы иерархии мотивов, то к семи годам фактически происходит её формирование.
В качестве другого важного значения сюжетно – ролевой игры для развития ребёнка психологи рассматривают её влияние на преодоление познавательного эгоцентризма, когда ребёнок не способен отграничить свою точку зрения от чужой, что приводит к господству только своего мнения. В процессе игры, принимая на себя игровые роли, ребёнок научается соотносить различные точки зрения, вставать на позицию другого, усваивает моральные и нравственные нормы. Именно в дошкольном возрасте происходит первоначальное формирование этических инстанций и моральных чувств ребёнка, когда он начинает усваивать основные правила взаимоотношений между людьми и уже может оценить свои поступки как хорошие или плохие. В младшем дошкольном возрасте моральная оценка поступка ещё совпадает с эмоциональной, т.е. категории «хорошо», «плохо» ещё подчиняются оценкам «нравится», «не нравится» со стороны ребёнка. К середине дошкольного возраста на первый план уже выходят моральные понятия, которые подчиняют себе эмоциональные. К концу дошкольного возраста ребёнок способен совершать поступки, исходя из интересов другого человека, а не своих собственных, проявлять симпатию, оказывать помощь, быть заботливым. Большую роль в формировании моральных чувств ребёнка играет взрослый, который является образцом для подражания, прямо и косвенно влияет на личностное развитие дошкольника.
В процессе игр с правилами происходит развитие произвольного поведения ребёнка. Формирование произвольного поведения также связывают с постепенным подчинением своих поступков тому образцу, которым являются для ребёнка поведение и мнение, оценка взрослого. В связи с этим к концу дошкольного возраста у ребёнка появляется способность управлять собой, своим поведением и поступками, дальнейшее развитие произвольности происходит в младшем школьном возрасте при переходе ребёнка к систематическому обучению в школе.
Ролевая игра возникает на границе раннего и дошкольного возраста и, интенсивно развиваясь, достигает ко второй половине этого возрастного периода своего расцвета.
Кроме того, в дошкольном возрасте происходит развитие продуктивных видов деятельности, таких, как рисование, лепка, конструирование; закладываются основы трудовой деятельности: самообслуживание, помощь дома, в детском саду. Дошкольное детство – это возраст, в котором появляются начальные формы учебной деятельности, когда ребёнок уже может обучаться с помощью взрослого, но только когда обучение ведётся соответственно уровню его психического развития и с учётом ведущей деятельности ребёнка.
Постепенно сфера общения ребёнка расширяется, и он начинает вступать в контакты не только с взрослыми, но и с другими детьми, чаще всего со сверстниками. Такое общение занимает всё более важное место в жизни ребёнка.
В этом возрасте происходят быстрый рост и физическое развитие ребенка, развитие координации движений, крупной и мелкой моторики руки. Ребёнок начинает всё лучше обращаться с карандашами, пластилином, ножницами, движения его становятся всё более чёткими, точными и аккуратными. К концу дошкольного возраста рука ребёнка практически готова к обучению письму.
В целом можно сказать, что умственное, психическое развитие ребёнка, ведущая деятельность, общение с взрослыми и сверстниками создают предпосылки для дальнейшего личностного развития ребёнка на данном возрастном этапе. Именно в этом возрасте начинает складываться личность ребенка, формируется его мотивационно – потребностная сфера, закладываются основы мировоззрения: представления о себе, о природе, об окружающем мире.
При переходе от дошкольного к школьному возрасту происходят очевидные изменения в характере и поведении ребенка, появляется нарочитость, ребёнок начинает манерничать, капризничать и т.д. Этот период получил название кризиса семи лет, который также называют кризисом непосредственности. Самой существенной чертой кризиса семи лет можно было бы назвать начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребёнка, т.е. ребёнок начинает ориентироваться в своих чувствах и переживаниях, понимать самого себя. Перестраивается характер переживаний, они начинают приобретать смысл для ребёнка. Благодаря этому у него возникают новые отношения к самому себе, строящиеся как раз на основе обобщения переживаний. Подчёркивая позитивную сторону кризиса семи лет, отмечаются такие новообразования этого периода, как самолюбие и самооценка, возникающие уже в обобщённом виде именно в период перехода от дошкольного возраста к школьному.
Таким образом, в период дошкольного детства ребёнок проходит путь от осознания себя физически самостоятельным индивидом («Я сам»), к осознанию своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний, связанных, однако, с конкретной действительностью, отрыв от которой происходит уже за пределами дошкольного возраста.
Психическое развитие детей от трёх до четырёх лет
Прежде всего нужно указать на то, что ребёнок четвёртого года жизни может отделить человека, выполняющего действие, от самого действия. Фактически кризис трёх лет говорит о том, что для ребёнка становится важной система отношений между людьми, а не только действия, выполняемые ими. Тем самым закладывается основание для нового миропонимания. Впервые ребёнок начинает осознавать и задумываться над тем, что помимо действий существуют те, кто их выполняет. Единственным доступным способом понимания других людей для дошкольника оказывается возможность действовать так же, как они. Если раньше ребёнок просто выполнял действие, то теперь он совершает его, подражая взрослому. Таким образом, перед ребёнком начинает особым образом выступать социальная роль взрослого. Однако младший дошкольник не может в точности подражать действиям взрослого, поскольку его возможности крайне ограничены. Возникает противоречие между желанием действовать «как взрослый» и возможностями самого ребёнка, которое разрешается в развитии сюжетно – ролевой игры.
Особенность этой игровой деятельности состоит в том, что в ней выделяется роль и игровые действия, которые наполняют роль предметным содержанием. Однако в силу того, что возможности ребёнка гораздо ниже возможностей взрослого, игровые действия носят преимущественно символический характер.
Игровой деятельности присуще следующие характеристики: наличие роли, сюжета, игровых действий, игровых предметов и предметов – заместителей.
Главная линия развития игровой деятельности состоит в формировании ролевых отношений и усложнении игры за счёт включения в неё разнообразных персонажей. У младших дошкольников число сюжетов чрезвычайно ограничено. Основной характеристикой их является воспроизведение действий взрослых, в то время как старшие дошкольники воспроизводят ролевые отношения. Дети четвёртого года жизни не планируют сюжеты заранее – они возникают в зависимости от игрового материала.
Поскольку для ребёнка четвёртого года жизни важны сами игровые действия и он полностью сосредоточен на их выполнении, другие дети его практически не интересуют. Для этого возраста характерна так называемая «игра рядом», когда дети играют сами по себе, но, тем не менее учитывают наличие рядом другого человека, что выражается в удержании определённого расстояния между дошкольниками и в периодическом отслеживании действий сверстника, играющего рядом. Хотя между детьми младшего дошкольного возраста не происходит интенсивного общения, такая потребность у них существует.
В младшем дошкольном возрасте продолжается развитие восприятия. Если к 3 годам ребёнок знает 6 основных цветов и может указать на 5 форм, то к 4 годам представление о свойствах предметов становится шире – дошкольник относительно легко называет формы и цвета окружающих объектов.
В этом возрасте продолжает развиваться наглядно – действенное мышление. Если в раннем возрасте его основу составляли случайные, хаотические действия, то теперь они могут приобретать направленный характер с учётом достигаемого результата.
В младшем дошкольном возрасте формируется и наглядно – образное мышление.
С развитием игровой деятельности начинает совершенствоваться воображение детей. Особенности воображения ребёнка обусловлены окружающими объектами, поэтому его развитие предполагает подбор определённых предметов, которые должны отражать различные стороны жизни человека.
Выполнение различных видов деятельности детьми этого возраста объясняется особенностями их внимания. Оно в основном непроизвольно: ребёнок может сосредоточенно заниматься даже интересным для него делом не более 15 минут. Большинство малышей не может сосредоточиться на каком-либо занятии более 5 минут.
Детское развитие тесно связано с освоением изобразительной деятельности. Её главная особенность заключается в том, что ребёнок строит графический образ объекта. В причудливом сочетании линий он может увидеть и цветок, и животное, и т.п. В этом смысле графический образ всегда символичен, то есть отнесён к какому-то представлению о реальности. У детей второй младшей группы сформированы некоторые простейшие графические образы, такие как солнце, дорога, человек и т.д. Дальнейшее развитие графического образа заключается в насыщении его деталями. Особенностью изобразительной деятельности в этом возрасте является то, что, когда ребёнок начинает рисовать, он не знает, что у него получится.
Освоение конструктивной деятельности также важно для умственного развития дошкольника. Дети осваивают физические свойства и отношения объектов. Освоение конструктивной деятельности способствует развитию восприятия и наглядно – действенного мышления детей. Дети этого возраста конструируют преимущественно по готовому образцу, предлагаемому взрослым.
В младшем дошкольном возрасте большое внимание следует уделять развитию речи детей. По развитию речи ребёнка можно судить о благополучии психического развития. Прежде всего, нужно обращать внимание на звуковую сторону речи, которая ещё несовершенна, - многие звуки дети могут произносить неправильно.
Параллельно с развитием звуковой стороны речи совершенствуется её грамматическая сторона. На четвёртом году жизни ребёнок начинает использовать практически все основные формы грамматической системы языка.
Наиболее характерной формой речи для детей четвёртого года жизни является диалог. Его специфика заключается в том, что он происходит в конкретной ситуации и речевой опорой служит не только вербальная сторона, организуемая взрослым, но и те предметы, которые окружают ребёнка. В таких диалогах осуществляется подготовка к монологической речи, которая первоначально представляет собой почти дословное повторение небольших высказываний взрослого. В этом возрасте можно наблюдать, как ребёнок, которому взрослый часто читает одни и те же сказки, повторяет наизусть их фрагменты.
Развитие личности в этом возрасте осуществляется по двум направлениям. С одной стороны, у ребёнка формируется представление о самом себе, которое начинает регулировать его поведение, а с другой – представление об окружающем его мире и тех правилах, которые действуют в нём. Механизм освоения правил основан на образе Я ребёнка. Кризис трёхлетнего возраста знаменует переход ребёнка к осознанию того, что он представляет собой отдельную личность, и главное достижение его личностного развития заключается в создании положительного образа Я. У ребёнка появляется стремление соответствовать требованиям взрослых и действовать по предлагаемым правилам. Наряду с развитием чувства гордости происходит развитие чувства стыда за неправильно выполненное действие.
Ребёнок этого возраста оказывается чрезвычайно чувствительным к воспитательным воздействиям взрослого. Поэтому к вопросам поощрения и наказания нужно подходить очень ответственно.
Психическое развитие детей от четырёх до пяти лет
Этот период жизни характеризуется дальнейшим развитием игровой деятельности. Ребёнок уже в состоянии освоить роль, включающую до десяти игровых действий, отделять себя от роли. Игровые действия он начинает выполнять не ради них самих, а ради игрового смысла, поэтому насыщение роли игровыми действиями позволяет одновременно обогатить смысл детских игр.
Дети 4 - 5 лет могут выстроить последовательность игровых действий в соответствии с логикой развития сюжета. У них появляется возможность установления ролевых взаимодействий с другими участниками игры. В этом возрасте дети обычно выбирают относительно простые роли (например, водителя и пассажира, доктора и больного и т.д.).
У детей средней группы детского сада продолжает развиваться изобразительная деятельность. Хотя графические образы становятся более детализованными, велика условность их соотнесения с реальными объектами. Выполняя рисунок, ребёнок не уделяет достаточного внимания отдельным деталям, поэтому изображение может быть неточным.
Дошкольники этого возраста с удовольствием занимаются конструированием из строительного материала. Их конструкции становятся достаточно разнообразными. Дети могут построить несколько видов одного и того же объекта (например, дома). Они охотно следуют плану, предложенному взрослым, а также могут проявлять инициативу при создании плана постройки.
В среднем дошкольном возрасте продолжает развиваться воображение. Этот психический процесс выполняет две функции. Во-первых, воображение осуществляет познавательную функцию, позволяя ребёнку построить целостное представление о мире. Во-вторых, воображение связано с эмоциональной сферой, направленной на защиту Я ребёнка. В этом случае воображение функционирует в ситуации неопределённости (например, при конфликтных отношениях с родителями, при негативном отношении со стороны близкого взрослого), когда ребёнок не знает о том, какая стратегия поведения будет правильной. Эмоциональное воображение ребёнка создаёт отрицательный эмоционально насыщенный образ, замещающий негативное взаимодействие с взрослым. Однако эмоциональное воображение способно привести к нежелательным последствиям в развитии ребенка, если он создаст для себя такую систему образов, которая заменит ему реальность.
У детей этого возраста продолжает развиваться восприятие: они могут назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Дети пятого года жизни легко могут собрать пирамидку из 5-7 колец разной величины.
Совершенствуется и ориентация в пространстве, которая отражается в знании и употреблении дошкольниками предлогов.
В этом возрасте интенсивно развивается образное мышление – дети способны решать различные задачи, используя схематизированное изображение.
Развитие образного мышления обусловлено общим развитием интеллекта. Однако ознакомление детей с изменениями объектов в различных ситуациях даёт дополнительный потенциал для развития образного мышления.
В этом возрасте продолжается развитие внимания. Теперь ребёнок может заниматься интересной для него деятельность 15-20 и более минут. Также происходит увеличение концентрации и распределения внимания – дошкольник способен действовать одновременно с несколькими предметами. Однако эти свойства внимания проявляются преимущественно в игровой деятельности.
В среднем дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие речи: она выступает как предмет особой активности детей. В этом возрасте они активно занимаются словотворчеством, которое нуждается в поддержке со стороны взрослого. Обычно речь ребёнка носит ситуативный характер, однако, когда он общается с взрослым, она выходит за пределы конкретной ситуации, ведущим становится познавательный мотив, что важно поддерживать в ходе беседы.
Нравственное развитие дошкольника не ограничивается ознакомлением с моральными нормами, оно во многом обусловлено его реальными действиями в конкретных ситуациях, а также выработкой педагогом (совместно с детьми) правил поведения, которые помогут предотвратить детские конфликты. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослых, что и является причиной повышенной обидчивости на их замечания. Для дошкольника чрезвычайно важна похвала взрослого, поэтому оценка его поведения должна быть позитивной.
Средний дошкольный возраст характеризуется дальнейшим личностным развитием детей, которое отражается на их взаимоотношениях со сверстниками: у дошкольников появляются постоянные партнёры по играм, лидеры, могут возникнуть конкурентные и соревновательные мотивы. Всё это приводит к дифференциации межличностных отношений в группе.
Помимо сюжетно-ролевых игр в этом возрасте большое значение имеют соревнования, в которых дети могут сравнить себя с другими, что является необходимым условием для развития образа Я и его детализации.
Средний дошкольный возраст – это период, когда начинают формироваться основные структуры личности ребёнка, ответственные за его произвольное моральное поведение. Особую роль здесь играет взрослый, который должен понимать: именно он является тем человеком, с которым ребёнок идентифицирует себя.
Психическое развитие детей от пяти до шести лет
В этом возрасте у детей появляется устойчивый интерес к установлению положительных взаимодействий со сверстниками. Происходит расширение круга общения дошкольника, возникают устойчивые связи с другими детьми, которые выступают в роли партнёров по игровой деятельности.
В игровом взаимодействии выделяются две группы отношений – реальные и игровые. В этом возрасте сознание ребёнка становится весьма развитым, и он способен одновременно удерживать как отношения, предписанные ролью, так и отношения, возникающие по ходу игры, соответствующие реальным взаимодействиям детей. Когда ребёнок выполняет ролевое действие, меняется даже его роль.
Развитие сознания приводит к тому, что дети начинают понимать социальную ценность тех или иных ролей. У них появляются роли менее и более предпочтительные.
Ребёнок шестого года жизни, как правило, уделяет много времени изобразительной деятельности. В течение года он может создать до 2000 рисунков. Дошкольник этого возраста рисует всё, что кажется ему интересным. Его графические образы, хотя и схематичны, содержат много деталей. Предметы, которые он изображает, теперь располагаются не отдельно, а связаны между собой. Начиная рисовать, дошкольник уже знает, что он собирается изобразить. В этом возрасте ребёнок может создавать сюжетные изображения, сопровождая их словесными комментариями.
У дошкольников также происходит дальнейшее развитие конструктивной деятельности. Оно выражается в усложнении построек. Дети могут целенаправленно изменять конструкции различных объектов в зависимости от целей и их предназначения.
У детей этого возраста продолжает развиваться восприятие: они осваивают различные формы, цвета, у них углубляется представление о размерах объектов – высоте, длине и ширине.
В этом возрасте происходит дальнейшее развитие образного мышления. Дети уже способны решать задачи в наглядном плане, совершать преобразования предметов, оценивать последовательность взаимодействия групп объектов, перемещающихся навстречу друг другу. Для решения подобных задач необходимо использовать адекватные мыслительные средства, которые формируются у детей с помощью взрослых.
Особое направление умственного развития связано с формированием у детей обобщений, которые выступают в роли фундамента для развития словесно – логического мышления и некоторых логических операций, таких как сложение и умножение классов.
В старшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие воображения. Дети уже способны придумывать оригинальные и детализированные образы. Но это становится возможным только в результате работы по активизации воображения.
У ребёнка шестого года жизни наблюдается прогресс в развитии речи в сравнении с дошкольниками пятого года жизни. Его речь становится более отчётливой, происходит совершенствование слухового восприятия, развивается фонематический слух, что позволяет ему не только правильно говорить, но и указывать на неверное произношение слов другими. Ярко проявляется интонационная выразительность речи. Читая, например, стихи, ребёнок может с помощью интонации передавать настроение. Он свободно регулирует громкость речи в зависимости от ситуации.
Ребёнок этого возраста может использовать сложные грамматические конструкции. Кроме того, происходит развитие смысловой стороны речи, что выражается в широком использовании синонимов и антонимов. Связная монологическая речь позволяет ребёнку хорошо пересказывать услышанное, составлять рассказы по картинкам. Дошкольник может описать игрушку и развернуть сюжет, который будет повествовать о действиях одной или нескольких игрушек одновременно. Однако этот уровень речевого развития достигается только в том случае, если с детьми проводится систематическая и целенаправленная работа.
В этом возрасте происходит дальнейшее развитие личности ребёнка, обусловленное становлением структуры детского сознания. У дошкольника развивается соподчинение мотивов, наблюдательность, умение планировать собственную деятельность, появляется произвольность в поведении. Развитие личности этого возраста во многом связано с тем, насколько его инициатива признаётся окружающими детьми и взрослыми.
Одно из направлений личностного развития связано с формированием системы мотивов. Если поведение младших дошкольников ситуативно и неосознанно, то старшие дошкольники во многих случаях могут объяснить мотивы своего поведения. Среди мотивов выделяются познавательный, игровой и соревновательный. Познавательный мотив проявляется в том, что ребёнок задаёт большое количество вопросов и стремится получить на них ответы. Игровой мотив определяет желание ребёнка выполнять заданную сюжетом роль. Соревновательный мотив довольно часто может выражаться в стремлении к доминированию, то есть в желании ребёнка быть лучше, чем другие дети (например, лучше играть, быстрее бегать и т.д.).
Особое значение в старшем дошкольном возрасте приобретают нравственные мотивы. К ним относится стремление детей помочь другим людям, сделать им что-то хорошее, приятное, полезное. Психологи отметили, что для детей младшего и среднего дошкольного возраста в большей степени характерны побуждения, связанные со стремлением сделать что-то приятное маме. Для старших дошкольников на первый план выступает мотив помощи другим детям: они готовы достаточно долго заниматься неинтересной деятельностью, например, сортировать кубики, если им известно, что в дальнейшем в эти кубики будут играть малыши.
В этом возрасте у детей наблюдается соподчинение мотивов, то есть они больше не являются рядоположенными (когда в зависимости от желания ребёнок начинает заниматься той или иной деятельностью), а образуют определённую иерархию – одни мотивы оказываются более важными, другие – менее важными.
Психическое развитие детей от шести до семи лет
В подготовительной к школе группе игровая деятельность детей достигает своего максимального развития. В ней обнаруживаются все структурные компоненты (роль, игровые действия, ролевое взаимодействие и т.д.). Кроме того, у дошкольников происходит формирование мотивации к учебной деятельности. Многие дети начинают посещать дополнительные занятия и специально готовятся к школе. Их ориентируют на переход к новому этапу жизненного развития, что определяет специфику социальной ситуации развития.
В процессе игровой деятельности дети отражают преимущественно отношения между людьми, что выражается в наличии таких сюжетов, которые отображают характерные жизненные ситуации. При этом игровая деятельность может охватывать широкое игровое пространство, в котором могут существовать несколько игровых центров, представляющих собой особую систему взаимодействия. Игровые действия приобретают условный характер, но их значение «прочитывается» всеми участниками игры.
В подготовительной к школе группе происходит совершенствование изобразительной деятельности детей, что особенно ярко проявляется в рисунке человека. Ребёнок старается воспроизвести все части тела, возрастает пропорциональность деталей. Он уже не располагает все объекты в ряд, а стремится создать определённую композицию, учитывая особенности изображаемых объектов.
Развитие конструктивной деятельности в этом возрасте проявляется в наличии сложных умений. Дошкольник может проанализировать различные детали конструкции, выделяя как общие, так и частные признаки объектов, а также легко установить форму предметов и их частей. Постройки детей становятся симметричными. При этом сохраняется пропорциональность размеров частей постройки в сравнении с оригинальным объектом. Теперь дошкольник представляет не только конечный вид постройки, но и последовательность её создания.
Высокого уровня развития достигает речь ребёнка седьмого года жизни. Он не только безошибочно произносит звуки, но и верно выделяет ударные слоги. Ребёнок этого возраста изменяет слова по падежам, правильно образует сложные грамматические формы существительных, прилагательных и глаголов, согласует слова в предложении. На основании общих корней он может устанавливать связь между словами. Также происходит развитие лексической стороны речи ребёнка. Он может объяснить значение сложных многозначных слов, а также точно выражать своё эмоциональное состояние.
Развитие мышления в данном возрасте определяется доминированием наглядно – образного мышления и переходом к словесно – логическому. Судить об особенностях наглядно – образного мышления детей можно на основе тех мыслительных средств, которые они используют при решении задач. Как правило, дети уже свободно применяют схематизированные образы. Помимо этого дети могут решать задачи на основе модельных представлений.
Ребёнок данного возраста способен не только анализировать форму и величину объектов, но и воссоздавать перцептивный образ объекта из культурно заданных средств восприятия, к которым относятся системы эталонов форм, цвета, величины. Также дошкольнику оказывается доступной задача точно воспроизвести на листе бумаги пространственные отношения между элементами одного сложного объекта или совокупностями объектов. Например, он может нарисовать группу точечных объектов, что необходимо для развития письма. В этом возрасте ребёнок свободно запоминает список из 10 слов и произвольно воспроизводит его. Кроме того, он в состоянии совершить мысленное преобразование образа предмета (например, может представить, что получится, если разрезать лист бумаги пополам). Такие преобразования важны для усвоения различных математических отношений. Ребёнок может свободно систематизировать различные совокупности предметов. У него развиты временные и пространственные представления. Он без затруднений определяет длительность, последовательность и скорость наступления событий.
На седьмом году жизни продолжается личностное развитие дошкольника. Происходит развитие самосознания ребёнка, что позволяет ему более точно и адекватно рассчитывать свои возможности. Он правильно воспринимает отношение к нему других людей (например, как его оценивают родители в той или иной ситуации).
Готовность к школьному обучению является важным показателем развития ребёнка седьмого года.
Психологическая готовность детей к школе
Школьное обучение – один из серьёзнейших этапов в жизни ребёнка. Поэтому вполне понятна та озабоченность, которую проявляют и взрослые, и дети при приближающейся необходимости поступления в школу. Готовность ребёнка к школе – сложный целостный феномен, характеризующий психофизиологическое состояние будущего ученика в целом. Различают педагогическую готовность и психологическую.
Педагогическая готовность к обучению включает в себя:
Психологическая готовность
Разные требования, предъявляемые обучением к психике ребёнка, определяют структуру психологической готовности; основными её компонентами являются умственная и личностная готовность.
Умственная готовность предполагает:
Личностная готовность предполагает:
Мотивационная готовность имеет важную роль. Она обнаруживает себя в том, что ребёнок хочет учиться, он понимает и обосновывает важность и необходимость учения, ему интересно узнавать то, чему учат в школе.
Эмоциональная готовность проявляется в разнообразии переживаний ребёнка, в способности правильно реагировать на похвалу и порицание, в умении сдерживать, регулировать проявления своих чувств, в преобладании положительных эмоций.
Симптомами волевой готовности являются: значительная произвольность поведения и психических процессов, то есть способность ребёнка управлять ими и контролировать их, сформированность воли, позволяющая ребёнку выполнять данное ему взрослым не очень интересное задание, проявлять упорство, настойчивость при выполнении трудных заданий, умение доводить работу до конца.
Произвольность впервые рождается в коллективной игре:
Иными словами можно сказать, что для того, чтобы хорошо усваивать программу первого класса, ребёнок должен уметь работать по образцу и по правилу. Уже в дошкольном возрасте, а особенно в начальной школе надо воспитывать у ребёнка ответственное отношение к делу, поручению, своим обязанностям.
В настоящее время параллельно существуют трёхлетнее и четырёхлетнее начальное обучение. Это значит, что родители могут отдавать детей в школу как с семи, так и с шести лет. Однако не все вопросы шестилетнего обучения решены в современной школе. На местах необходимо создание из опытных педагогов – практиков и школьных психологов, которые могли бы выявлять степень соответствия возможностей каждого малыша требованиям школьного обучения. Полученные данные позволили бы обоснованно определять, какие дети могут быть приняты в 1 класс с шести лет, кого следует оставить в детском саду, а кто мог бы обучаться по программе 1 класса в условиях детского сада.
Предполагается, что дети, обнаружившие низкий уровень готовности к школе, должны быть приняты в школу не раньше семи лет. При этом родители или воспитатели детского сада должны проводить соответствующую коррекционную работу. Основой для её организации должны стать рекомендации психолога.